Ноябрь 1943 года принес в Вырицу новую волну горя – группу советских детей-сирот, насильно доставленных в бывший пионерский лагерь, превращенный оккупантами в так называемый «детский приют». За этим благородным названием скрывалась жестокая реальность, где царили холод, постоянный голод и изнурительный принудительный труд. Любое неповиновение каралось карцером, а за попытку побега полагался немедленный расстрел. Однако самой чудовищной стороной существования в этом месте было использование детей в качестве живых доноров крови для раненых немецких солдат. Систематическое изъятие крови, проводившееся без учета здоровья и возраста детей, подрывало их и без того ослабленные силы, превращая каждый день в борьбу за выживание. Несмотря на юный возраст и пережитые травмы, дети, оказавшись в нечеловеческих условиях, начали испытывать не только страх, но и растущее чувство протеста против своей судьбы.
В этой атмосфере безысходности и жестокости среди детей стало зарождаться нечто большее, чем просто желание выжить – стремление к свободе. Постепенно, преодолевая страх и недоверие, они начали объединяться, находя опору и поддержку друг в друге. Их сплочение стало первым шагом к сопротивлению. Втайне от бдительной охраны, под покровом ночи и в редкие минуты отсутствия надзирателей, они начали обсуждать дерзкий и отчаянный план – побег. Они понимали весь риск этого предприятия: провал означал неминуемую смерть. Но перспектива остаться в лагере, где их медленно убивали, забирая кровь и последние силы, была для них страшнее. Их решение было продиктовано не просто инстинктом самосохранения, а глубоким внутренним стремлением отстоять свое право на жизнь и человеческое достоинство. Этот побег стал для них актом не только физического освобождения, но и морального противостояния бесчеловечной системе, символом несломленного духа даже в самых мрачных обстоятельствах.